Ответственный гедонизм — что это, объясняем простыми словами

Расскажем, чем ответственный гедонист отличается от радикального.

Ответственный гедонизм — что это, объясняем простыми словами

В чём суть гедонизма

Гедонизм — это философское направление, в котором мораль оценивается через удовольствие. Вот несколько тезисов, которые раскрывают основу учения:

  • потребности человека ценнее, чем требования общества;
  • социальные установки (например, много работать — хорошо, лениться — плохо) — это условности, которые ограничивают свободу личности;
  • самобытность не терпит рамок общественного мнения;
  • наслаждение — высшее благо, доступное человеку;
  • польза и благо = отсутствие страданий;
  • стремление к наслаждению — главный мотив людского поведения.

Эти постулаты принадлежат к разным эпохам. Гедонизм зародился ещё в Древней Греции и с тех пор множество раз менялся, разветвлялся, обрастал новыми идеями.

Одним из основателей гедонизма считают философа Аристиппа, который определял смысл жизни человека как получение физического удовольствия. Но другой философ — Эпикур — понимал гедонизм по-своему. Он считал, что истинное наслаждение — это избавление от страха перед смертью и богами.

Преодоление страха смерти дарует безмятежность. Безмятежность открывает путь к спокойствию. А в спокойствии расцветают духовные удовольствия и разумные чувства, не затуманенные тревогой и ужасом, — примерно так выглядит счастье по Эпикуру.

⚠️ Эпикур основал свою философскую школу, основная идея которой — «удовольствие — это инструмент избавления от боли и страданий». В то время как гедонизм по Аристиппу — удовольствие не инструмент, а цель: главное в жизни — наслаждаться и веселиться.

В Средние века популярность гедонизма закономерно размололи в пыль. Строгое религиозное общество полагало, что всё телесное удовольствие постыдно и греховно, а счастье и смысл людской жизни в том, чтобы закалять и очищать душу страданием и аскезой.

Впрочем, соблазнительная идея искать удовольствие во всём не оставляла людские умы.

А что такое ответственный гедонизм

Термин «ответственный гедонизм» встречается в книге «Хочу или должен? Рационально-эмоционально-поведенческая терапия для счастливой жизни без невроза, тревог и страхов» психологов Ильи Качая и Павла Федоренко.

РЭПТ — направление психологии, которое в 1950-х годах продвигал американский психолог Альберт Эллис. Безопасность жизни и получение удовольствия — главные человеческие ценности по Эллису. В этом, а ещё в стремлении избегать неврозов, тревог и страха, то есть разного толка страданий, он опирается на учения гедонизма.

С другой стороны, Эллис (вслед за Эпикуром) полагал, что удовольствия полезны в меру. И злоупотребление наслаждениями угрожает обозначенной ценности номер один — безопасности жизни. Очевидный пример — злоупотребление сладостями. В моменте приятно, в перспективе — губительно.

«„Живи сегодня. Завтра ты можешь умереть“, — идеальная философия для тех, кто собрался умереть завтра».

Итак, ответственный гедонизм — это:

  • во-первых, баланс между «приятно» и «вредно»;
  • во-вторых, баланс между «я хочу» и «другие хотят».

По Эллису, неважно, как поступит человек в конкретной ситуации: в любом случае найдутся те, кому поступок не понравится. Гонка за всеобщим одобрением приводит лишь в точку крайнего несчастья на руинах собственной психики.

Но это не значит, что все голоса вокруг стоит игнорировать. Для счастливой жизни в удовольствие необходим здоровый контакт с миром. Чтобы его соблюдать, Эллис предлагает оценивать свои потребности чуть выше потребностей других.

Такой подход даёт человеку возможность следовать собственным убеждениям, формировать личные ценности, достигать субъективно значимого успеха и полно жить. А значит, такой подход рождает счастливого, сильного индивидуума с достаточным ресурсом для реальной помощи другим.

И в этом есть ответственность: да, я выбираю себя и своё счастье в большинстве некризисных ситуаций. Зато у меня есть силы делать мир и людей вокруг светлее. И если моя помощь действительно кому-то понадобится, я найду на это энергия и время.

Такой практичный подход с сохранением сил на будущие свершения подкармливает чувство общности и собственной значимости в мире. Каждый уважает себя и свои потребности, но готов прислушаться и к нуждам близких, если это нужно.

В этом разрезе, кажется, сам человеческий геном выступает на стороне ответственного гедонизма. Исследования психолога Барбары Фредриксон и её коллег показали, что иммунные клетки у тех, кто выбирает удовольствие здесь и сейчас, работают хуже, чем у людей, получающих удовольствие от опоры на смысл жизни и ощущение общности с другими.

Кого называют гедонистом

По толковому словарю Ефремовой, гедонист — это человек, который стремится к удовольствию и наслаждению. Определение вполне безобидное, но сегодня гедонистами чаще называют тех, кто вызывает общественное возмущение.

Например, Пашу, который отказывается ездить на дачу и помогать с огородом, предпочитая проводить выходные с сериалом и котом или с шумной компанией друзей. Обиженная бабушка в такой ситуации вполне может обозвать внука гедонистом, имея в виду, что отпрыск — эгоист и лентяй, которому развлечения дороже всего.

На деле Паша в данной ситуации необязательно гедонист в том смысле, который вкладывали в это понятие философы. Он скорее ответственный гедонист и эгоист. И стоит напомнить, что в этом нет ничего плохого: эгоизм предполагает осознанный выбор в пользу своих ценностей, потребностей и интересов. Делать такой выбор — базовое право любого человека.

⚠️Эгоцентризм (не эгоизм) — и правда вещь сомнительная. Эгоцентрики полагают, что есть только два мнения: их и неправильное. Жизни, убеждения и потребности других для эгоцентрика ничего не значат.

Эгоист и ответственный гедонист Паша отложил бы дела, например, чтобы отвезти бабушку в больницу, понимая, что это важно. Эгоцентрик бы не стал ущемлять себя ради чужого здоровья даже в такой ситуации. При этом в обычные выходные Паша, как ответственный гедонист, останется дома, чтобы отдохнуть после рабочей недели и набраться сил на следующую.

Что такое радикальный гедонизм

Это гедонизм сверх меры. Тот, о котором предупреждал ещё Эпикур и от которого остерегал Эллис.

Радикальный гедонизм предполагает, что можно не делать ничего, кроме того, что приносит удовольствие. То есть не заниматься спортом, не вставать с дивана, не есть здоровой пищи, не задумываться о том, как общаться с окружающими. Не работать, не учиться и никоим образом иначе не напрягаться.

По сути, это образ жизни, подчинённый мимолётному удовольствию. Часами играть в видеоигры — это приятно здесь и сейчас. Отвлекаться на общение, готовку, гигиену — неприятно. «Неприятно — не делаем», — говорит радикальный гедонизм.

Ответственный гедонизм подобных сценариев не допускает, потому что подобное поведение угрожает здоровью и жизни. А ответственность за них лежит на каждом. Отказываться от заботы о себе и своём теле — шаг к отсроченному страданию, а не удовольствию. Эта ловушка, вероятно, была очевидна и для древних греков, которые абстрактно предупреждали: сиюминутные страсти презренны.

Любой гедонизм — это некая попытка отделить себя от мира и поставить в фокус внимания себя самого.

  • Нет, не боги решают, как я должен жить, а я.
  • Нет, не родители лучше знают, что принесёт мне счастье, а я.
  • Нет, не обстоятельства определяют, что я чувствую и делаю, а я.
  • Нет, не обществу решать, что для меня хорошо, а что плохо, — это решаю я.

Ответственный гедонизм постулирует эти заветы, оберегая человека от опасных крайностей. А радикальный, напротив, к ним подталкивает.

Предположительно жил в период с 435 до 355 года до нашей эры.

Жил в период с 342 (341) до 271 (270) года до нашей эры.