Психоанализ Франсуазы дольто. А существует ли детский психоанализ, что такое образ тела?

Становление психики субъекта происходит в речи. Ребенок развивается в мире означающих, с которыми его знакомит взрослый. Взрослый становиться его проводником в мир вещей, слов, объектов. Обозначая и обличая все в слова, знакомя с означающими Другой помогает становлению и развитию субъекта.

Через речь, свободные ассоциации возможно терапевтическое взаимодействие со взрослым, но как обстоят дела с ребенком? Для него остаются недоступными свободные ассоциации, речь  может быть не доступна силу возраста, особенностей развития или отсутствия способности обличать в слова переживания, фантазмы. Можем ли мы тогда говорить об анализе, терапевтическом взаимодействии с юным субъектом? Что может помочь «рассказать» про мир своих фантазмов? Что может стать его «речью» и открыть путь к бессознательному?

Для Франсуазы Дольто продукты творческой деятельности (лепка и рисунок) — это способ сказать, для  юного субъекта. На рисунке ребенок всегда изображает себя или проблему. Творчество стало ключом к отражению фантазмов, а соответственно дало доступ к бессознательному юного субъекта. Ассоциации юного субъекта о рисунке актуализируют конфликтное существование трех инстанций. В любой свободной композиции Франсуаза Дольто увидела отражение 3 инстанций. В книге «Бессознательный образ тела» пишет: «Посредник этих трех психических инстанций (Оно, Я, Сверх-Я) в аллегорических репрезентациях, даваемых субъектом, оказался специфичным. Я назвала его «образ тела».»

Ф. Дольто вводит понятия «схема тела» и «образ тела», но разводит их. «Схема тела» — физическая оболочкой тела, она реальна, антропоморфна и существует по факту. Схема тела предполагает присутствие всех частей тела, свойственных человеку, однако она может отличаться, иметь другой вид, в связи с травмой или ограничением. В книге «Бессознательный образ тела» мы наход следующее описание: «жизнь нашей плоти в контакте с физическим миром. Наш опыт этой реальности зависит от целостности организма или от ее нарушений». Схема тела существует и вне языка, независимо от него. Важно отметить, что она частично бессознательна, но так же представлена в сознательно и предсознательном.

«Образ тела» — индивидуален, он вписан в историю субъекта и представляет собой синтез эмоционального опыта. В отличие от «схемы тела», он исключительно бессознателен. Так же важно отметить, что «образ тела» динамичен, изменяется в ходе развития юного субъекта, включен в контакт с другим, что указывает нам на влияние опыта «время пересекается с пространством, бессознательное прошлое приходит в резонанс с переживаемым моментом.». Таким образом, прошлое повторяется и становится актуально в сегодняшнем.

«Образ тела» может существовать независимо от «схемы тела», ярким примером этого могут послужить фантомный боли. В физическом теле может отсутствовать одна его часть, к примеру рука или нога были отняты в результате серьезной травмы или болезни, но «образ тела» при это не изменился, человек не перестал ощущать свое тело иначе, с учетом лишений, и может чувствовать фантомные боли.

«Образ тела» — символичен, это язык, через который мы можем постичь переживания юного субъекта. Открыв себе это психоаналитик обретает возможность говорить с ребенком на его «языке». Классическим примером из работы Ф.Дольто является случай с мальчиком 10 лет, который рисовал танки и бойцов в сражении таким образом, что бой не мог произойти. Благодаря тому, что удалось расшифровать этот рисунок, была найдена причина торможений. 

Однако, мне хочется обратить внимание на случай с Фредерико, в котором, как отмечает Ф.Дольто, мы можем наблюдать «свидетельство важности образа тела аналитика». Мальчик 7 лет, с симптомами психотического характера, из его истории известно, что он был усыновлен родителями в 11 месяцев, тогда он и получил свое имя Фредерико. Во время психоаналитического лечения Франсуаза Дольто обратила внимание, что во всех рисунках можно было обнаружить букву «А», хотя учительницей было отмечено, что мальчик «отказывается учиться писать и читать». Пытаясь понять, что означает буква «А», Дольто узнала, что имя данное мальчику при рождении начиналось на эту букву, «А» — «Арман». В ходе следующей встречи Дольто решила назвать мальчика этим именем, но сделала это таким образом будто ищет кого-то, кого не может нигде найти, голос ее звучал не естественно. Мальчик изменился, стал проявлять «исключительную интенсивность», бессознательно он имел потребность услышать свое имя, возможно как подтверждение своего существование, именно его Армана. Это стало возможно благодаря голосу, но не связанным с ним сегодняшнем и людей знающих его сегодняшнего, а голосу свободному от этих рамок, голосом не обращенному непосредственно к нему. Мальчик смог связать образ тела Армана с образом тела Фредерика, тем же самым субъектом, названным так в 11 месяцев. «Это было обретение … его архаичной идентичности, потерянной в возрасте 11 месяцев, что позволило ему преодолеть в течение последовавших двух недель испытываемые им трудности в обучении чтению и письму». Подобный пример, мы можем увидеться в кинофильме Марины де Ван «Не оглядывайся».

Таким образом, «схема тела» и «образ тела» представляю собой принципиально разные понятия, не взаимозамениющие понятия. Они могут отличаться, влиять друг на друга и существовать независимо. 

Психоанализ Франсуазы дольто. А существует ли детский психоанализ, что такое образ тела?