Размышления о работе З. Фрейда «Положение о двух принципах психической деятельности»

Размышления о работе З. Фрейда «Положение о двух принципах психической деятельности»

Работу «Положение о двух принципах психической деятельности» Фрейд написал в 1911 году и рассмотрел в ней следующие вопросы:

  • Возникновение памяти, внимания, мышления
  • Период «Я-чистое удовольствие»
  • Принцип удовольствия и принцип неудовольствия
  • Вытеснение
  • Условия для рождения мысли и формирование мышления
  • Развитие принципа реальности
  • Роль аутоэротизма
  • Роль религии, науки, творчества в примирении принципов удовольствия и реальности

Статью «Положение о двух принципах психической деятельности» З. Фрейд написал в 1911 году. Фрейд начинает статью с того, что невротик отдален от реальной жизни, отдален от действительности, и упоминает P.Janet, который указывал на потерю функции реальности как на особое свойство невротиков, но не объяснял причины такого явления.

Фрейд решает рассмотреть отношения к реальности более подробно и в статье описывает схему  психического функционирования невротиков. Далее Фрейд далее упоминает, что процесс вытеснения помогает невротику отдалится от действительности, которая для него субъективно невыносима. Фрейд пишет, что когда человек отдаляется от действительности целиком, возникает крайняя форма безумия, включающая галлюцинации (Griesinger). То есть один способ отдалиться от реальности это безумие. При невротических нарушениях способ отдалится от реальности это вытеснение. Далее Фрейд напоминает, что душевные процессы стремятся доставить себе удовольствие и цель любого влечения – быть удовлетворённым, получить разрядку, что сопровождается удовольствием. Это принцип удовольствия.  От переживаний, которые могут доставить неудовольствие индивидуум отстраняется (по Фрейду за счет вытеснения). Также Фрейд упоминает, что сновидения также являются способом отстранится от реальности. Когда мы спим, реальность отсутствует и  сон — это игнорирование реальности. Вспоминая работу «Толкование сновидений» следует отметить, что в ней Фрейд описал концепт психического аппарата. Психика руководствуется влечениями, которые являются психическими элементами, связывающими сому и психику – первые репрезентанты психического. Фрейд писал о первичном вытеснении – когда влечения получают представительство в психическом. Образование репрезентаций влечений – это первичное вытеснение. Влечения стремятся быть удовлетворенными, влечения бессознательны.  В жизни человека есть период, сразу после рождения, когда мать точно угадывала и удовлетворяла потребности младенца, период, в котором человек знал только удовольствие – Фрейд вводит «Период чистого удовольствия». В своей статье Фрейд сравнивает этот период с развитием с зародышем курицы внутри яйца, когда мать-курица дает лишь тепло, а все необходимо зародышу находится внутри скорлупы. Есть и такой период и в жизни младенца, когда он получает все необходимо от матери и при нарастающем напряжении сначала вероятно переживает галлюцинаторное исполнение желаний, затем в виде «барахтанья и крика» выражает неудовольствие. Затем по мере взросления младенец научается более осмысленным движениям и жестам. Фрейд предполагает, что при должном уходе принцип удовольствия может окончится только при полном отделении от родителей.

Далее Фрейд пишет о роли органов чувств в формировании Я. Психика связывается с внешним миром через органы чувств. И на основе полученной от внешней реальности информации (посредством органов чувств) начинает развиваться Я. Для того, чтобы иметь контакт с реальностью у человека формируется внимание (обследовать реальность) и память (запоминать результаты обследования реальности чтобы потом использовать). Можно вспомнить, что с точки зрения первой топики Фрейда, описанной в «Толковании сновидений» изначальное есть только бессознательное, и затем при связи с реальностью начинает формироваться сознательное и роль сознательного начинает расти. С точки зрения второй топики изначально существует Оно, инстанция Я формируется при связи с реальностью, процесс восприятия внешний реальности органами чувств сознательный.

Соответственно, в период когда мать полностью удовлетворяет потребности младенца и младенец переживает удовольствие, эта начальная форма Я – «Я чистое удовольствие».

По мере развития ребенок сталкивается с периодом, когда удовлетворение приходит не сразу, и тогда младенец может вернуться к прошлому опыту «Я чистое удовольствие», активизировать его – то есть осуществить галлюцинаторное удовлетворение желания (ГУ). Поскольку реальность не всегда способна удовлетворить желание младенца на 100%, а лишь допустим, условно на 99%, то ребенок сравнивает полученное удовольствие с тем «чистым удовольствием» которое у него осталось в памяти «Я чистое удовольствие», обнаруживает отличия, и чтобы справится с этим, отрицает часть реальности – этот механизм Фрейд называет механизмом вытеснения, это вторичное вытеснение. То, что вытеснено, из сознательного перемещается в бессознательное. То, что вытеснено в бессознательное не остается там в молчании, а дает о себе знать в виде оговорок, описок, случайных действий и появляется в сновидениях. Важно заметить, что вытеснение работает, когда есть опыт удовлетворения. Если опыта удовлетворения нет, то не с чем будет сравнивать.

Далее Фрейд пишет о возникновении мысли и развитии мышления. Сначала младенец испытывает только удовольствие. При возникновении напряжения влечения появляется необходимость удовлетворения желания. Сначала младенец пытается за счет моторной деятельности избавится от напряжения, затем ребенок подключает крик, галлюцинаторное удовлетворение желания. Если и это не помогает, нужно еще что-то, что бы справится, и этим что-то становится мысль. Мысль появляется в отсутствии реального удовлетворения но, что важно, при наличии опыта хорошего удовлетворения.

Позднее У. Бион разовьет эту мысль и напишет, что мысли образуются в первую очередь и затем во вторую очередь — образуется мышление. Мысль первична, а мышление появляется из необходимости осмысливать мысли. Мышление по Биону – это аппарат для осмысливаниях мыслей. Бион разделяет мысли на три иерархические ступени: Преконцепция или эскиз, концепция или мысль, концепт или понятие. Концепт — это мысль которая закрепилась. Преконцепция Бион понимает как «вещь в себе» Канта. У младенца есть Преконцепция груди – врожденное ожидание груди. Преконцепция становится концепцией когда грудь будет кормить младенца. Преконцепция как врожденное ожидание груди актуализируется в момент реализации кормления. Априорное ожидание груди — это пустая мысль. Когда пустая мысль входит в контакт с грудью, пустая мысль наполняет грудь и рождается мысль. Таким образом объясняется тот факт, что для развития хорошего мышления нужно иметь опыт удовольствия. Бион далее напишет, что психический опыт либо метоболизируется, либо эвакуируется/отвергается. По Биону если фрустрация длительная, то скапливается много пустых мыслей и затем включается механизм эвакуации, параллельно с эвакуацией переработка происходит благодаря проективной идентификации. По Биону избавление от плохой груди в психике переживается как наличие хорошей груди. И тогда мышление развивается не для того чтобы прорабатывать мысли, а для того, чтобы избавляться от «не-мыслей» или плохих мыслей. Чтобы избавить психику от непереносимых пустых мыслей нужно от этих пустых мыслей избавится – происходит изъятие влечений из Я, дезинвестиция Я. Позднее об этом будет писать подробно писать Андре Грин.

Работа Фрейда также вдохновила Мелани Кляйн на свою теорию проективной идентификации. У младенца есть опыт чистого удовольствия, затем наступает этап реальности. Удовлетворение не выдерживает сравнения с чистыми удовольствием, что приводит к разочарованию в объекте, что сопровождается негативными переживаниями. Чтобы справится с негативными переживаниями плохое проецируется в объект. Внешнее ненавистное плохое для младенца первоначально одно и то же. И это ненавистное есть не что иное как негативные переживания младенца, которые проецируются в мать. Появляется плохая грудь. Способ избавления от плохих переживание и помещение их в мать Мелани Кляйн называет проективной идентификацией.

По Фрейду чтобы избежать превращение объекта в сплошное плохое происходит вытеснение — способ спасение объекта от разрушения.  Вытеснение спасает любовь субъекта к объекту и объект от разрушение неудовольствием. Вытеснение появляется благодаря хорошему первоначальному опыту мама -ребенок.  Вытеснение — это механизм защиты невротического уровня, для психотических и пограничных уровней функционирования вытеснение недоступно и работает другой механизм – расщепление, при котором индивидуум попеременно чувствует либо любовь либо ненависть, невозможно удержать оба чувства.

Возвращаясь к Фрейду отмечу, что Фрейд связывает мышление с влечениями Я и отдельно он различает сексуальное влечение.  Фрейд полагает, что развитие тестирования реальности у влечений самосохранения одно и у сексуальных влечений другое.  Влечения Я проходят путь от принципа удовольствия к принципу реальности быстрее чем влечения сексуальные.  Когда речь идет о сексуальных влечениях, они о реальности узнают позднее. Удовольствие сексуальное/эротическое ребенок может получить иным способом, например, сосет палец пустышку (на оральной стадии) или удерживает фекалии (на анальной стадии). То есть достаточно долгое время сексуальные влечения ребенок удовлетворяет за счет аутоэротизма.  Фрейд пишет, что благодаря аутоэротизму та реальность, в которой невозможно получить сексуальное удовлетворение, отодвигается за латентный период. До подросткового периода неудовлетворенные влечения подпитывают мыслительную деятельность и таким образом возникают фантазии. Вытеснение не дает фантазиям приобрести реальный вид и тогда фантазии приобретают вид сказок (в фантазиях живут принцы и принцессы, в фантазиях царит принцип удовольствия).

Фрейд уточняет, что замена принципа удовольствия принципом реальности не означает полное устранение принципа удовольствия, а лишь его подкрепление. То есть мгновенное но сомнительное по последствиям удовольствие устраняется для того, чтобы получить более отсроченное, но и более надежное удовольствие. В этом ключе Фрейд упоминает религию, которая по его мнению является примером такого отношения с реальностью – за отказ от земных удовольствий предлагается вечный рай. Также Фрейд говорит, что воспитание пытается примерить принцип удовольствия и принцип реальности. Фрейд также пишет о науке, в которой отсроченный результат – это интеллектуальное удовольствие.  И больше преуспевает в этой задаче искусство. Художники, как пишет Фрейд, удовлетворяют  бессознательные фантазии, получают от этого удовольствие и меняют реальность, поскольку  художники творят в реальности и меняют эту реальность и становятся героями. Искусство примеряет принцип реальности и принцип удовольствия — смягчает реальность и делает реальность более переносимой.

Резюмирую вышесказанное, принцип удовольствия и принцип реальности являются опорными моментами психоаналитической теории. Изначально влечения стремятся к разрядке и только лишь к удовольствию, постепенно познавая принцип реальности. Постепенно «окольными путями» через отсрочки и с помощью имеющегося в наличии «арсенала» психика пытается обеспечить влечениям достичь удовлетворения, то есть прожить невозможность сиюминутного удовлетворения и примирить так или иначе принцип удовольствия и принцип реальности. Принципу удовольствия в психоанализе уделяется внимание еще и в ином контексте – в анализе сновидений, в которых нереалистичность очевидна и что дает информацию о происходящих внутри психических процессах и бессознательных желаниях. Также психоаналитическая теория различает «законы» удовлетворения жизненных потребностей (влечения к самосохранению, влечения Я) и сексуальных потребностей-влечений. Работа З. Фрейда «Положение о двух принципах психической деятельности» стала фундаментом работ таких известных авторов У. Бион, М.Кляйн, Д. Винникотт, А. Грин и др.

 Демушкина Ольга Сергеевна +7-926-738-96-81