Психоанализ Гарри Поттера. Часть 1.

Психоанализ Гарри Поттера. Часть 1.

 Решила написать цикл постов по вселенной Гарри Поттера. Велика вероятность, что уже много людей об этом писали и мои рассуждения будут не новы, однако эти тексты не попали в мое поле зрения. Так что здесь я поделюсь своими размышлениями о психоаналитических моментах книг Джоан Роулинг.

Чем мне нравится психоанализ — он не был придуман из воздуха. Он был обнаружен теми, кто умел наблюдать. Так же как и многими писателями/художниками и другими творческими людьми до и после. 

Не будем тут обращаться к Одиссее, давайте к чему-то попроще. К Гарри Поттеру. В этом году я решила перечитать/пересмотреть всю серию уже как аналитический терапевт и была  поражена количеством психоаналитических моментов во всей истории. 

1. Темный Лорд как абсолютный нарцисс.

Что мы имеем. Во первых история его происхождения это перевернутый миф о Нарциссе. В оригинале какой-то там царь/бог овладел речной нимфой насильно. Она родила Нарцисса, но не могла любить его по понятным причинам. В истории Тома Реддла же его мать насильно влюбила в себя его отца. Когда действие приворотных чар закончилось он не пожелал остаться с ней и полюбить своего ребенка от нее. Не справившись с этой утратой она впадает в депрессию и умирает в родах. Это говорит нам о том, что она не смогла/не захотела жить ради сына. Она сразу лишила его своей любви. Темного Лорда никто не любил ни одной минуты на свете. В целом можно сказать, что его мать была в принципе не способна на любовь и на объектные отношения — ее семья описано достаточно красочно, чтобы легко это понять.

Если человека никто никогда не любил — внутри его психики нет представления о том, каково это. Лишь достаточно впитав в себя любовь родителей, человек обретает возможность самому полюбить кого-то. 

Роулинг интересно показывает это через неспособность Темного Лорда вызвать патронуса. Если мы обратимся к материалам книги, все воспоминания используемые другими волшебниками для вызова патронуса — это воспоминания об очень важных/приятных моментах с другими людьми. Тому Реддлу просто не к чему обращаться. В его мире, абсолютно нарциссическом, существует только он один.

Роулинг предельно точна в портрете Темного Лорда. Да, она возводит все нарциссические качества в абсолют. Но это и нужно для того чтобы создать настоящего злодея.

В следующей части напишу про всемогущество и бессмертие.

Пишите ваши мысли в комментариях и подписывайтесь, если было интересно, чтобы не пропустить следующие части.