Думаю, неслучайно некоторые произведения искусства вызывают особенный отклик у массовой аудитории. Кажется, что субстанция буквальным и доступным языком –телесным, описывает происходящее во внутреннем мире многих людей. Мы живем в нарциссическую эпоху, неудивительно, что многим откликнулись образы этого жанрового кино.
Про "нарциссов" сейчас пишут статью за статьёй: красные флаги 🚩 и всякие маячки, как избежать встречи с ними. Однако, по правде говоря, у большинства из нас есть нарциссические части, защиты или черты. Нарциссической личностью называют человека, основной конфликт которого разворачивается в вопросах самоуважения и (не)возможности его поддерживать.
Главная героиня фильма, похоже, как раз очень озабочена вопросом своей значимости. Она ощущает, что начинает увядать. Кажется, неслучайно фильм наполнен образами чего-то грязного: упавшая в лужу бумажка с номером, которую ей протягивает старый знакомый; путь до ячейки по каким-то трущобам, где нужно нагибаться и пролазить под дверью. Все это ассоциируется с чувством стыда и унижения, которые испытывает главная героиня.
Чтобы избежать этих невыносимых чувств она обзаводится Сью. Сью иллюстрирует Эго-идеал Элизабет. Такой идеал есть у каждого человека. Нам хочется чему-то научиться, что-то в себе изменить, развиваться. В норме, Эго-Идеал мотивирует к росту. Однако, в случае нарциссической личности, Эго-идеал становится преследующим.
Что это значит? Во-первых, нередко он далек от реальности и недостижим. Неслучайно, сцены фильма демонстрирующие тело Сью настолько гиперболизированы и неестественны. Это тело, которого невозможно достичь. Во-вторых, если в норме человек способен одновременно и уважать себя, и стремиться к развитию; то нарциссической личности это недоступно. Вся любовь и одобрение отдаются недостижимому Эго-идеалу, только он заслуживает уважения. Поэтому Сью получает больше времени и питания.
И вот Сью, появившаяся как защита, как способ для Элизабет поддерживать самооценку, начинает медленно её уничтожать. Также и идеалы нарциссической личности со временем наносят все больший урон самооценке и самоуважению человека. Чем же все это заканчивается?
Кажется, что финал как раз иллюстрирует нам монстра нарцисса, о котором все пишут в инстаграм*. Озабоченность собственным самоуважением затмевает для человека все остальное настолько, что он становится поглощен исключительно самим собой. Собственно, это поглощение и показывает нам режиссер.
Какие могли быть выходы из этой ситуации?
1) Если бы Элизабет могла придерживаться сменяемости и подпитывать как свой Эго-идеал, так и свое Реальное-Я, то мы бы получили иллюстрацию адаптивно фунционирующей нарциссической личности. Да, не все нарциссы монстры! Многие из них вполне успешно существуют среди нас.
2) Если бы Элизабет была способна горевать, то такие вещи как старение, потеря работы, увядание красоты были бы для неё нечтом естественным. Конечно, потери в любом случае ранят и заставляют нас переживать. Разница лишь в том, что когда мы способны горевать, мы можем прожить эту боль и ощущать это как нечто неизбежное, тогда эти потери не бьют настолько сильно по самооценке. В этом случае, мы бы получили иллюстрацию НЕ нарциссической личности.
Друзья, делитесь, смотрели ли фильм?
Какие смыслы, проблемы и темы нашли для себя в нём?
* Instаgram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.